Интерьер: красота и технологииКлиматические системы для дома и офисаСтудия дизайна «Модный интерьер»Кийский крест-реликварий и его иконографическое изображениеЛестница - украшение загородного домаГазовое отопление в загородном коттеджеПаркетный пол: профессиональная уборка
|
Кийский крест-реликварий и его иконографическое изображение
Иконография, сюжеты икон, особенности русской иконописи представлены на портале Иконовед.рф
Основание Крестного монастыря на Кий-острове связано с именем патриарха Никона. Этот обетный монастырь был заложен в память о спасении будущего патриарха во время бури на Белом море. Он создавался указом царя Алексея Михайловича и заботой самого патриарха [1].
Происхождение названия острова исследователями объясняется по-разному. Распространена и легендарная версия о произнесении Никоном при вступлении на спасительный берег слов: «Кий остров?» (Чей остров?). Другое предположение находит истоки названия в древнесаамском языке, где слово «кий» означало «след зверя или дикого оленя». По заключению К. А. Щедриной, Крестный монастырь, как и Валдайский, был сооружён на месте языческого капища, связанного с культом камня. Об этом, по её мнению, косвенно говорит не только название Кий – от финского «Камень», но и то, что имя одного из божеств финно-угорского пантеона – Кий [2].
Главной реликвией Крестного монастыря стал семиконечный крест «из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову», получивший название «Кийский», заказанный Никоном в Палестине. Размер: 310 х 192 х 8 см.
Кийский крест
Это самый большой крест-реликварий, в котором находятся более 300 частиц мощей святых и различные святыни. Подробное описание мощей, положенных в крест, сохранилось в описи Крестного Онежского монастыря на Кий-острове [3]. Ни серебряной позолоченной пластине в подножии креста помещена надпись:
«При державе благочестивейшего и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и многих государств Государя и обладателя и при благоверной и Христолюбивой Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне и при сыне их благоверном и Христолюбивом Государе Цесаревиче и Великом Князе Алексие Алексеевиче сотворен сей великий Крест Божей милостию Никоном Архиепископом царствующего Великаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом от честного древа кипариса и украшен серебром и златом в похвалу и поклонение христолюбцем.
Христе Боже! Помилуй и спаси душу раба твоего силою Честного и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв их же мощи водружены в сем кресте. Лета от воплощения Слова Божия 1656-го а от сотворения мира 7164-го августа 1-ый день».
Ныне этот крест-реликварий находится в церкви Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.
По мнению С. К. Севастьяновой [4], крест в жизни патриарха Никона играл важную роль. Сам он осмыслял собственную жизнь как крестный путь, как путь страданий и стремился подчеркнуть символическую связь между событиями собственной биографии и крестными страданиями Иисуса Христа. Сохранились свидетельства того, как патриарх совершал свои походы с преднесением креста. Ярый проповедник патриарх Никон дважды, по свидетельству современников, произносил эмоциональные речи о благодатной силе и помощи креста: 11 марта 1655 года во время проводов царя Алексея Михайловича в военный поход и 10 декабря 1655 года, встречая государя, возвращавшегося из похода [5].
Безусловно, реальным воплощением убеждённости патриарха Никона в спасительной силе Креста стало строительство кийского Крестного монастыря. Его строительство, по мнению протоиерея Льва Лебедева, стало звеном единой цепи в замысле Никона о создании на Руси образа Царства Небесного6. Установление на Кий-острове креста-реликвария приобрело для современников тех событий особый пророческий смысл. Так, Иван Шушерин, автор «Известия» о патриархе Никоне, связал с этим событием завоевание 31 июля 1656 года русскими войсками немецкого города Динабурга.
Во время перенесения креста на Кий-остров на всём пути следования при остановках на ночлег изготовлялись из дерева копии креста-реликвария и освящались «на благословение». Один такой крест-копия, на котором звёзды, иконки с обозначением святых мощей и даже два привешенных к кресту ковчега изображены золотистой краской, находится в настоящее время в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря (1770) в городе Онеге Архангельской области.
Множество вложенных в крест мощей, по мнению С. В. Гнутовой, можно объединить в несколько символически значимых комплексов: мощи покровителей царского рода Рюриковичей и династии Романовых; мощи раннехристианских воинов-мучеников, пострадавших за веру и являющихся небесными защитниками Отечества от врагов; особое место занимает комплекс мощей русских святых, среди которых можно выделить святых князей, святителей и преподобных. Некоторые святые были прославлены в 1650-е годы во время правления Алексея Михайловича и патриарха Никона. Мы здесь можем говорить о том, что «соединение в одном реликварии двух духовно-плотских «генеалогий»: царской (патрональные святые, князья и воины-мученики) и святительской (святители и русские святые) указывает на заложенную в иконографическую программу памятника идее – симфонии духовной и светской власти на Русской земле [7].
Как особая для России святыня, Кийский крест с момента его появления пользовался большим почитанием среди верующих, в том числе царской семьи. Известно, что царь Алексей Михайлович проявлял особую заботу о создаваемой обители. Одновременно с посылкой креста-реликвария появились изображения поклоняющихся Кийскому кресту членов царской семьи: Алексея Михайловича, Марии Ильиничны, самого патриарха Никона и, конечно, Константина и Елены: «При оном Кресте <писанные на досках> образа. Первый, по правую сторону, образ святаго Ровноапостальнаго Царя Константина, на нем венец с короной и цатою, по левую сторону – святая Равноапостольная Царица Елена. Внизу тех образов: по правую сторону Креста в молении Царь Алексей Михайлович и <коленопреклоненный> Святейший Патриарх Никон, а по левую – Царица Мария Ильинична» [8].
В 1658 году в переписной книге домовой казны патриарха Никона упоминаются «две иконы больших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной стороне царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, на другой – царица Елена, царица Мария Ильинична, царевич Алексей Алексеевич9 (вероятно, эти иконы и были присланы в монастырь).
Другой вариант композиции – без изображения юного царевича, очевидно, появился после его смерти в 1670 году. В центре композиции изображение Кийского креста, слева от него представлены царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон; справа – царица Елена и царица Мария Ильинична. Все фигуры представлены в развороте к центру, в молении кресту. Подобные иконы, написанные на холсте, хранятся в фонде Музея истории религии в Петербурге.
Судя по свидетельству храмовых описей, иконы, написанные на холстах, существовали с конца XVII века на равных правах с иконами на дереве, встречаясь в церковных и жилых интерьерах гораздо чаще, чем считалось до недавнего времени. Эти памятники бытовали в России на протяжении почти столетия с середины XVII до конца XVIII веков, неоднократно повторяясь. В них ценили не столько художественные достоинства, сколько исторические свидетельства, освещённые церковной традицией.
В основу композиции «Кийский крест» (или «Распятие с предстоящими», или «Поклонение кресту») легла иконография «Воздвижение креста», известная ещё с XII в. Композиция, подобная хранящейся в Музее истории религий, по утверждению исследователей, связана с именем иконописца Оружейной палаты Ивана Ивлеевича Салтанова, написавшего «Поклонение кресту», которое находилось в алтаре над жертвенником Распятской церкви при Теремах Кремлёвского дворца. До сих пор во всех изданиях, где воспроизводится повторение этого иконографического типа, автором называют Салтанова, выполнившего две композиции: на дереве и на холсте. Считалось, что деревянное изображение хранилось в Новом Иерусалиме и погибло во время войны.
Известно, что сам иконописец был армянин из новой Джуги (армянского поселения близ Исфагана в Персии), приехавший в Россию и ставший в июне 1667 года живописцем Оружейной палаты. Имя его Аствацатур Танри-Веран. В России он получает имя Богдан, являющееся буквальным переводом армянского имени Танри-Веран (Богом данный). В Оружейной палате никто из инославных не мог писать иконы, и в 1674 году Салтанов переходит в православие с именем Иван Ивлеевич.
Рассматриваемая икона имеет размер 125,5 х 85 см. На ней имеется текст: «Изображение животворящего креста христова со святыми мощами, состоящего на окияне в заливе Белого моря на Кий острове в Крестном монастыре собранные до трех сот разных святых утвержденных … резными серебряными позлащеными кресты не под звездами святейшим Никоном патриархом Московским написан сей крест 1787 года ноябре месяце при архимандрите Макарии». Выполнена икона на холсте маслом.
В картушах и на свитках в руках персонажей иконы представлены тексты общих служб происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (праздник в честь Креста Господня отмечается 1 августа, и крест, заказанный патриархом Никоном, был поставлен в храме Крестного монастыря 1 августа 1656 года). Тексты надписей на иконе, взятые из службы Происхождения Честных Древ, открывают словесно спасительную тайну Креста. В левом картуше – похвала Кресту: «Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, во бранех победа; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава; Крест, христиан упование; Крест, заблудшим наставник; Крест, труждающимся помощь; Крест, недужным врач; Крест, мертвых воскресение; Крест, бесом язва».
В правом картуше – 2-я стихира на «Господи, воззвах…» о явлении Креста в конце времён: «Да радуется тварь и играет: днесь бо облиста Крест в концех с Небесе, земная просвещая, и совокуплены показа расточенныя. Днесь ликуют с лики Ангельскими человецы: ибо бранящее средоградие Крестом разорено, во едино вся яве совокупи. Тем предсия паче солнца, всю тварь просвещает благодатию, и уясняет и спасает верно того чтущия».
Пока не удалось установить источники текстов на свитках Царя Константина: «О Пречестный Христов Кресте, аз, на небеси видев тя, в веру Христову преложихся. Злодравный враг твой Максентий, во Христа, Сына Божия, не веруя, тобою победится. Аз, видет тя, в воде крещением просветихся. Злоднравный же Максентий неверова…»; и Царицы Елены: «О Пречестный Христов Кресте, обратило сына моего Константина, аз светом тя Небесным познала и от недр земных советом сына моего Константина своими рукама подъяла во славу святую твою…», а также Царя Алексея Михайловича: «О Пречестный Кресте, ты Божественная победа, ты соделование нашего спасения, ты верным одоление…».
В свитке у Марии Ильиничны – тропарь Песни 1-й Канона из службы Происхождения Честных Древ: «Кресту, верных спасению, покланюся, и тепле облобызаю, и, объемля, вопию: Древо Всеблаженное Христово, душу мою и ум просвети, молюся».
В свитке у патриарха Никона тропарь из Песни 7-й Канона: «Яко одушевленну тебе, припадая, взываю, Кресте мой Пресвятый, ты ми просвети душу, и ум, и слух, и устне, и язык, и дыхание, и очи к путем Царства Христова».
В фонде музея также хранится икона на холсте «Кийский крест», являющаяся повторением рассмотренной нами иконы, но меньшего размера. На ней отсутствует нижняя надпись. Вероятно, она является сувенирной продукцией Крестного монастыря.
Согласимся с утверждением Т. М. Кольцовой, которая отмечает известные на сегодняшний день иконы «Поклонение кресту» и делает предположение, что протографом этих работ является икона, написанная царским изографом Оружейной палаты И. И. Салтановым [10].
В Музее Православия в Куопио (Финляндия) в экспозиции представлена икона «Поклонение кресту», на холсте размером 75х49,5 см, датируемая 1600-ми годами. В описи Валаамского музея за 1924 год она числится за № 184. Вероятно, она была привезена на Валаам из паломнической поездки, а может быть прислана из Крестного монастыря. Пока не удалось поработать в архивах Валаамского монастыря, которые находятся в Финляндии. Если сравнивать эту икону с иконами нашего музея, то тексты служб в картушах и тексты в свитках совпадают с описанными на нашей иконе полностью. Композиционно они также совпадают, но имеются различия в одежде и облачении персонажей. По утверждению И. Л. Бусевой-Давыдовой, именно эти детали позволяют уточнять датировку икон [11].
На протяжении последней четверти XVII и конца XVIII веков главным распространителем икон подобной иконографии стал Крестный монастырь, заказывавший «крестные образы» (как на досках, так и на холсте) с изображением монастырской святыни для продажи богомольцам, поднесения в дар, благословения. Писание подобных паломнических сувениров было характерным для Палестины. Иконы с изображением Святой земли и её святынь большого размера писались не на дереве, а на холсте, что было связано с заботой об удобстве перевозки их паломниками. Свёрнутые в трубочку они занимали совсем немного места и в таком виде привозились в самые отдалённые уголки православного мира. Их натягивали на подрамник и помещали в храмы или домашние киоты с тем, чтобы они постоянно напоминали о Святых местах.
Самое раннее упоминание о подобном сувенире имеется в «Записках» Павла Алеппского второй половины XVII века. Во время посещения Троице Сергиевой лавры под Москвой в 1655 году он заметил в соборе монастыря за западными дверями «длинный нерфекс с юга к северу, прекрасно расположенный, с двумя дверьми; в нём большие иконы, поражающие ум искусством исполнения: всего Иерусалима со всеми находящимися внутри и вне его церквами, монастырями и святыми местами…» [12].
Иконописная артель И. И. Богданова-Карбатовского (уроженца д. Карбатово Мардинской волости, близ Онеги) в 1770-1780 годы писала на холсте иконы «Поклонение кресту», которые распространялись среди паломников, подносились в дар как священнослужителям, так и именитым посетителям Крестовоздвиженского монастыря на Кий-острове.
Литература и примечания
1. Православные русские обители. – СПб, 1994 (репринт издания 1910 г.). – С. 51-54
2. Щедрина К. А. Царей держава: значение реликвий и символов святого креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. – М., 2000. – С. 46-47
3. Опись Крестного онежского монастыря на Кий-острове 1823 г. Опубликована: Кольцова Т. М. Крестный Кий-островский онежский монастырь. Описание// Патриарх Никон: труды, комментарии. – М.: Изд-во МГУ, 2002
4. Севастьянова С. К. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре// Ставрографический сборник. Книга третья. – М., 2005. – С. 341
5. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., написанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса. – М., 1898. – Вып. 3. – С. 145
6. Лебедев Лев, протоиерей. Богословие Русской земли как образа обетованной земли Царства Небесного (на некоторых примерах архитектурно-строительных композиций XI-XVII вв.)// Тысячелетие крещения Руси: Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы – М., 1988 – Т.2. – С. 156
7. Крест в России. – М., 2005. – С. 65
8. Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик: Исторические очерки о жизни и подвигах святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. – СПб., 1901
9. Патриарх Никон. – М., 2002. – С. 76
10. См.: Постернак О. П. Иконография Кийского креста и его повторения XVIII века// Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза художественных произведений. – М., 1988. – С. 47-60
Публикуется по изданию: Е. В. Денисова (Санкт-Петербург). Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования: Материалы IX Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2006
→ Далее: Лестница - украшение загородного дома
 |

Изысканный рисунок розетки создаёт эффект вращения, придавая интерьеру динамичность. В зависимости от цветовых акцентов внимание может быть
сосредоточено на центральном цветке или на эффектных летящих лепестках.

Модульный паркет образует поле геометрического рисунка, который при строгой симмметрии может создавать изящный орнаментальный рисунок, которому присуща определённая свобода.

Концентрические кольца - отличный способ превратить небольшую розетку в центральный элемент большой и более богатой по декоративной насыщенности розетки. Вариации колец розеток для разных помещений могут создать интересный ансамбль паркетных декоров.

Художественные паркетные картины из различных пород древесины - идеальное решение для интерьера с ярко выраженным характером, индивидуальностью, ориентацией на создание определённого впечатления и настроения.
|